Новая инициатива ФАС: ЭТП станет меньше

Новая инициатива ФАС: ЭТП станет меньше
Новая инициатива ФАС: ЭТП станет меньше
Дата публикации Новая инициатива ФАС: ЭТП станет меньше2020-05-28
Кол-во просмотров Новая инициатива ФАС: ЭТП станет меньше18

Новая инициатива ФАС: ЭТП станет меньше

Федеральная антимонопольная служба инициировала процесс по сокращению электронных торговых площадок.

Федеральная антимонопольная служба инициировала процесс, который, на первый взгляд, направлен не на развитие конкуренции, а на укрепление позиций отдельных участников рынка в сфере электронных торгов. Согласно представленной агентством презентации, количество операторов электронных торгов, занимающихся государственными закупками, может существенно сократиться. Инициатива вызвала ответную реакцию от самих операторов, которые решили ее обжаловать и обратились в Правительство.

Кто может покинуть электронные торги?

Изменения могут коснуться действующих участников рынка госзакупок с относительно невысокими показателями сделок, а также исключат возможность появления и развития новых площадок, владельцы которых могли бы составить конкуренцию сегодняшним фаворитам.

Инициаторами обращения в Правительство выступили такие участники электронных торгов, как Биржа СПБ, Ростех и Транснефть (работающие на объединенной площадке), ОТС и ЕСТП. Совокупные объемы торгов вышеперечисленных ЭТП за прошлый год оцениваются в 0,8 триллиона рублей. Для сравнения – три крупнейшие ЭТП из восьми, которые Правительство отобрало для работы с госзаказами, в этот же период провели сделки на сумму 5 триллионов рублей.

По мнению обратившихся, инициатива ФАС направлена на вытеснения с рынка электронных торгов мелких и средних игроков с последующим распределением объемов сделок между небольшим количеством оставшихся ЭТП. Министерство финансов и Министерство экономического развития также получили соответствующие обращения с просьбой не допустить ограничения доступа коммерческих ЭТП к торгам в рамках организации госзакупок.

Позиция площадок-фаворитов

Руководитель Российского Аукционного Дома напомнил, что возможность ограничения доступа операторов электронных торгов к объемам государственных закупок обсуждалась на протяжении последних пяти лет, поэтому презентация проекта ФАС является не новой инициативой, а лишь очередной вехой в процессе реформирования отечественного электронного рынка. Аналогичное мнение высказал и представитель «Деловой России» А. Степаненко, возглавляющий комитет по закупкам и торгам.

Основными аргументами сторонников ограничения доступа к госзакупкам являются:

  • Возможность быстрой интеграции небольшого количества площадок по всем бизнес-процессам, количество которых не позволяет сделать это сейчас со всеми ЭТП.
  • Максимальная прозрачность проведения торгов, которой можно достичь путем контроля со стороны государства за работой небольшого количества операторов;
  • Управляемость развитием отрасли, уровень которой находится в обратно пропорциональной зависимости от числа участников электронных торгов.

Для фактической реализации вышеуказанных преимуществ был определен перечень из восьми крупных, независимых друг от друга операторов. Такое количество игроков с одной стороны обеспечивает должный уровень конкуренции, с другой стороны – позволяет обеспечивать максимальную прозрачность и безопасность торговых процессов.

Восемь избранных площадок, по словам А. Степаненко, удовлетворяют необходимым требованиям к операторам электронных торгов. Они имеют достаточно большой опыт работы. Эти площадки достаточно универсальны, оказывают государству услуги как по закупкам, так и по продажам. На площадках стабильно развиваются новые сервисы, удовлетворяющие растущие потребности обеих сторон торговых операций.

Идея баланса восьми площадок, озвученная заместителем главы АО «ЭТС» (одной из восьми отобранных Правительством ЭТП), предусматривает достаточно высокий для дальнейшей стимуляции развития сервисов уровень конкуренции при необходимом уровне контроля за торговой деятельностью. При этом нежелательными изменениями будет как снижение количества выбранных для работы с госзаказами ЭТП, так и их увеличение. Отмечается, что бесконтрольный рост участников электронных торгов в области госзакупок неизбежно приведет к появлению площадок-однодневок со всеми вытекающими негативными последствиями.

Мнение остальных участников электронных торгов

Большинство участников электронных торгов не разделяют мнения своих «избранных» коллег. На сегодняшний день условия участия в госзакупках через электронные торговые площадки достаточно жестко регламентированы, что обеспечивает необходимый уровень безопасности и прозрачности процесса. При действующих условиях возникновение ЭТП-однодневок маловероятно, ведь перед началом работы новые площадки тщательно проверяются представителями Минэкономразвития, а также СРО, в состав которых они входят. Кроме того, на случаи каких-либо негативных событий, связанных с работой новых площадок, в СРО созданы компенсационные фонды.

Много вопросов возникает и по поводу процедуры отбора восьми ЭТП, которые будут допущены к торгам по госзакупкам. Есть мнение, что при их отборе не были организованы справедливые конкурсные процедуры, а критериями отбора были взяты те параметры, которым «избранные» ЭТП изначально удовлетворяли в большей степени, чем все остальные. При этом глава РТС-ТЕНДЕР утверждает обратное. Среди аргументов в пользу правомерности отбора он приводит факты формирования межведомственной комиссии, обязательный технологический аудит инфраструктуры площадок, требование возможности интеграции с такими системами, как ЕИС, Независимый регистратор, ЕСИА.

По мнению топ менеджмента РАД, существующие условия работы ЭТП с госзаказами не только достаточные, но и излишне жесткие. Например, согласно требований, установленных в прошлом году, оператор электронных торгов допускается к госзаказам, если в общем объеме работы он обеспечивает не менее 5% от всего рынка цифровой торговли. Пять из восьми крупнейших ЭТП данное условие на сегодняшний день выполнить не могут. Если правила допуска к работе не пересмотреть, то в ближайшее время электронные торги могут перейти в монополию, что существенно снизит качество предоставляемых услуг и негативно повлияет на их дальнейшее развитие.

Еще одним аргументом против состоявшегося отбора восьми площадок приводится недостаточная активность «великолепной восьмерки» в вопросах дальнейшего развития сервиса и привлечения новых участников на рынок электронной торговли. Более того, на этих площадках реализован даже не полный набор существующих в настоящее время сервисных услуг, востребованных среди представителей малого и среднего бизнеса. На такие высказывания комментарии оппонентов примерно одинаковые – ни одна отдельно взятая из «отстающих» площадок на сегодняшний день не сможет предложить рынку полный набор услуг или похвалиться тем, что ее сервис лучше, чем у ЭТП из отобранной Правительством восьмерки.

Статистика по количеству претензий за 2019 год также говорит не в пользу восьми отобранных для проведения госзакупок ЭТП. Представители самих отобранных электронных площадок придерживаются мнения, что данную статистику необходимо структурировать. Так, из общего числа претензий они предлагают исключить жалобы, обоснованность которых может вызывать сомнения. К таким претензиям относятся случаи, когда участники сделки сами не выполняли установленные регламенты: своевременно не подписывали контракты; не обеспечивали наличие денег на обеспечивающих счетах; заполняли формы документов с ошибками или нарушениями; не предоставляли требуемые заверяющие документы.

Чтобы избежать необоснованно низкой оценки качества работы любой конкретной площадки, предлагается брать к учету только те претензии, по которым ФАС признало ответственность ЭТП. Кроме того, стоит учесть, что нельзя сравнивать абсолютное количество жалоб у площадок, чьи объемы сделок и количество клиентов различаются в разы или даже на порядок. На отобранных для работы с госзаказами площадках количество процедур изначально выше, чем на площадках, работающих с коммерческими организациями. Сложность процесса тоже влияет на количество сбоев и недовольств со стороны пользователей ресурсов, что и является основной причиной большого количества обращений негативного характера.

Если с госзакупками все стало более или менее ясно, то в будущем предстоит решить вопрос регламентации электронных торгов имуществом банкротов. Министерство экономического развитие уже высказывало предположение о целесообразности передачи этого объема работы исключительно отобранным Правительством восьми площадкам. При этом приводились те же аргументы, которые рассматривались по вопросу организации госзакупок. От большинства представителей, не вошедших в заветный список ЭТП, по данному поводу также идет негативная реакция в виде обещаний поднять тарифы, приостановить торги, а в крайних случаях – закрыть до 90% действующих в стране ЭТП.

Каталог сертификатов

Получение квалифицированной электронной подписи

Квалифицированная подпись

от 2 000 руб.

подробнее
Получение подписи для электронных торгов

Электронные торги

от 3 950 руб.

подробнее
Получение подписи для государственных порталов

Государственные сервисы

от 2 000 руб.

подробнее
Получение подписи для электронных порталов

Электронные порталы

от 2 000 руб.

подробнее

Просто о сложном: разбираемся как работает

Контакты

Чтобы начать сотрудничество с нами, свяжитесь с сотрудниками компании по контактному телефону или подайте заявку на представление услуг по подготовке электронных подписей

Контакты УЦ 'Астрал-М': Россия, город Москва, шоссе энтузиастов д56. стр 32.
                    офис 211

Россия, город Москва, шоссе энтузиастов д56. стр 32.
офис 211

Телефон отдела продаж УЦ 'Астрал-М': +7 495 118-44-57

+7 495 118-44-57 (Основной телефон)

Телефон технической поддержки УЦ 'Астрал-М': 8-800-700-39-84

8-800-700-39-84 (Служба поддержки)

Оставить заявку на сертификат
Это поле должно содержать телефон в формате +7 (123) 456-78-90